О Компании Услуги Мероприятия и новости Полезная информация Контакты

Проблемы саморегулирования строительной деятельности в России

Проблемы саморегулирования строительной деятельности в России

С наступлением нового 2009 года, в России началась новая эпоха в области регулирования строительной, проектной и изыскательской деятельности - эпоха саморегулирования или как многие сразу же назвали эпоха самолицензирования. Страна с боем курантов перешла от государственного лицензирования в строительной сфере к саморегулированию. Предыдущий механизм лицензирования канул в небытие, а новый вступил в силу лишь на бумаге, реального же механизма саморегулирования в России до сих пор не создано. Специалисты уже подсчитали, более 40 нормативных актов надо принимать к Закону о СРО, чтобы его нормы можно было применять, и чтобы они действовали. Закон надо дорабатывать, только на это уйдет не меньше года, а то и больше... В первую очередь, надо вносить дополнения, которые касаются непосредственно стандартов деятельности организации. Нужна разработка критериев, которые могли бы определять порядок и требования к безопасности объектов капитального строительства. Необходима разработка технических регламентов по безопасности. В доработке нуждаются позиции по внутреннему устройству саморегулируемой организации, кто будет управлять денежными средствами, какова подотчетность. Строительный бизнес столкнулся с проблемой - как начать новый бизнес в строительной сфере.
В соответствии с законодательством, в частности федеральным законом "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22 июля 2008 года, осуществлять строительную, проектную и изыскательскую деятельность с 1 января 2009 года можно вступив в саморегулируемую организацию (СРО) либо на основании ранее выданных лицензий. С 1 января 2009 года получить новую лицензию на новую фирму уже невозможно, осталась лишь возможность изменения бланков лицензий в связи со сменой наименования фирмы, юридического адреса, либо иной информации не связанной с видами деятельности. Продлить лицензии в конце 2008 года смогли далеко не все, и сейчас некоторые строительные и проектные компании, в том числе с солидным портфелем контрактов, находятся в состоянии правового вакуума. Членство в действующих СРО для них является единственной возможностью продолжить работу, не вступая в конфликт с законом. В течение года страна должна полностью перейти на саморегулирование, так как уже с 1 января 2010 года, все ранее выданные лицензии (несмотря на указанный в них период действия) перестают действовать.

Первые три саморегулируемые организации (СРО) в строительстве уже официально зарегистрированы в России и внесены в реестр Ростехнадзора. В настоящий момент в России для получения статуса СРО зарегистрировано уже свыше 100 некоммерческих партнерств по направлениям изыскательских и строительных работ.

Из них около 40 некоммерческих партнерств находится в рабочей стадии готовности сдачи документов в Ростехнадзор и около 20 некоммерческих партнерств уже их сдали и ждут решения. Однако, далеко не все некоммерческие партнерства получат право в итоге стать саморегулируемой организацией. Примерно половина из этих 20 - это недобросовестные организации, которые нацелены на коммерциализацию своей деятельности и готовы будут за деньги принимать в свой состав компании, а через год такая СРО может просто раствориться. При этом, оставшаяся половина - это добросовестные, которые созданы при поддержке отраслевых союзов Москвы, Санкт-Петербурга и регионов России.

Механизмы СРО опробованы в разных странах. Конкретный пример - Япония. Там в свое время строительную сферу "отдали на откуп" организациям, которые стали заниматься допуском к строительной деятельности. Но надо помнить, что регион - сейсмически опасный. Начали рушиться дома, это заставило вернуться к государственному регулированию. Да, при этом немного снизились темпы и объемы строительства, но требования стали более жесткими. И это правильно, ведь разрушенный дом - это ущерб государству, человеческие жертвы. Государственное регулирование и механизмы контроля необходимы. В этом убедились во многих странах, где были опробованы механизмы саморегулирования. Например, в Германии даже фирмам с вековой репутацией, когда речь идет о возведении объектов на бюджетные средства, без государственного надзора строить не разрешают. Там немыслимо начать такое строительство с разрешением от какой-то общественной организации. В принципе во всех странах мира вопрос рассматривается именно с такой позиции. И там, где работы касаются экономической безопасности государства, безопасности его граждан - обязательно государственное регулирование.

В Америке создаются организации, которые занимаются регулированием в строительной деятельности. Особенно эффективно такое объединение профессионалов для решения каких-то конкретных задач и даже проблем. Но без лицензии у них нельзя сделать даже самые незначительные работы. За границей профессиональные объединения чаще организовываются для решения конкретных проблем. Например, в Германии при помощи СРО решалась проблема с цементом. Они создали ассоциацию, включили в нее потребителей цемента, подключили все заинтересованные стороны, и ассоциация стала заниматься решением этого конкретного вопроса. Нашли пути решения, решили проблему, и ассоциация утратила свое значение. Но никто и не ставил задачу, чтобы кого-то допускать или не допускать на строительный рынок. А у нас саморегулируемые организации будут определять, кому можно заниматься строительной деятельностью, а кому нельзя. На каком, собственно, основании? У нас есть конституция, где четко прописано право на труд. Человеку никто не может запретить заниматься трудовой деятельностью в рамках своей специальности и в соответствии со своими интересами. Конечно, при соблюдении законности. Но это не предусматривает принуждения вступать в какие-то организации.

Необходимо доработать законодательство о СРО с учетом тех предложений, которые поступают с мест. А их на сегодняшний день в адрес Президента РФ, Правительства РФ, депутатов Государственной думы РФ поступило более 600. Среди них есть очень толковые и конструктивные. Видно, что люди переживают за состояние отрасли. Будет перспектива у саморегулирования, будет это привлекать людей - замечательно. Есть регионы, готовые этим заняться. Надо дать им возможность опробовать новую систему отношений, сделать выводы, распространить опыт на другие регионы.

В этом году системе лицензирования строительной деятельности исполнилось 16 лет. Система отработана и проверена временем. Это достаточно демократичный механизм, оправдавший себя и в переходный период к рыночным отношениям, и когда строительная отрасль стала активно развиваться в условиях рынка. За последние десятилетия не было такого порядка в строительной отрасли, как сейчас. Мы практически знаем все организации, которые работают на территории Российской Федерации, плюс 700 зарубежных компаний, работающих в нашей стране в сфере строительства. У нас есть возможность узнать, что стоит за каждой фирмой, как там обстоят дела с точки зрения профессионализма, квалификации ее работников, есть подробная информация о ее деятельности. При всей сложности процедуры и бюрократической системе подхода к лицензированию строительства надо отдать должное, что этот принцип создавал серьезный заслон на рынке от неквалифицированных компаний. Тем не менее, далеко не каждая фирма, имеющая лицензию на строительство (а их ежемесячно выдается порядка 6-7 тысяч), может обеспечить надлежащее качество. Это ясно показывает, что нынешняя система лицензирования не является совершенной и нуждается в серьезной доработке. Систему лицензирования нужно ужесточать. Если на рынке будут присутствовать ненадежные фирмы, нормальным компаниям будет намного сложнее получать кредит доверия у покупателей. Конечно, если компания не следит за качеством, то сколько бы лицензий не было, объект скажет сам за себя. Очевидно, к мысли об отмене лицензирования строительства чиновников подтолкнул тот факт, что в настоящее время процедура приобрела некий формальный характер. Но вместо того, чтобы попытаться исправить несовершенную систему, ее предпочли убрать в принципе. В нашей стране 60 процентов территорий - сейсмически сложные. Там кто попало строить не может. Тем более что в регионы стали активно выделять бюджетные средства. В этой ситуации информация о фирмах, допуск к строительству объектов очень важны. Пока более конструктивной системы, чем лицензирование, в строительной отрасли не существует. Саморегулируемые отношения, безусловно, заслуживают внимания и изучения, но это не означает, что сиюминутно их надо применять. Здесь надо очень взвешенно подходить, ведь речь идет о строительстве, одной из наиболее важных отраслей. Не хотелось бы, чтобы из-за экспериментов в столь активно развивающейся сфере экономики начались проблемы. С другой стороны, речь идет о безопасности объектов. И здесь необходимы рычаги государственного контроля. Современное строительство требует более тщательного внимания и контроля, чем предполагают процессы саморегулирования, тем более, как это прописано в законодательстве о СРО.

Но почему-то довольно хорошо отработанные механизмы в спонтанном режиме меняются на пока еще неведомые+ Такая спонтанность порождает в среде строителей некое недоумение, как работать дальше? А паника и недоумение - не самые лучшие попутчики в таком ответственном деле, как строительство.

О Компании Услуги Пресс-центр Полезная информация Контакты Обратная связь